Описание модулей МАК "Оплата проезда"
Система МАК «Оплата проезда» состоит из следующих модулей::

Модуль «Оплата проезду»

Система оплаты проезда это наша новейшая разработка, которая являеться программно - аппаратным комплексом и предусматривает установление в общественном транспорте (ОТ):

  • автокомпютера;
  • пульта водителя;
  • валидатора ВКС -03 (по количеству дверей);
  • блока питания;
  • бортового программного обеспечения (ПО);
  • каналов связи.
Автокомпьютер собирает данные валидаторов и через каналы GPRS передает их в процессинговый центр. Центральный процессинговый сервер обеспечивает проведение транзакций от автокомпьютера и точек продажи билетов (магазины, киоски, терминалы) к автоматизированным системам расчета с перевозчиками. Процессинговый сервер представляет собой мощный, надежный и эффективный способ для организации приема платежей за весь спектр услуг перевозок.

Задачи, которые решает модуль:

  • Оплата всех видов транспортных услуг:
- проезда;
- парковки;
- реализации платежных документов;
- стоянки.
  • Обеспечение финансовой прозрачности работы ОТ;
  • Учет проезда льготной и других категорий пассажиров;
  • Мониторинг пассажиропотока;
  • Увеличение дохода от работы ОТ;
  • Обеспечивает финансовый расчет между бюджетами городов и областей;
  • Обеспечивает взаиморасчеты между транспортными предприятиями.

Факт оплаты проезда подтверждается:

- На купленном бумажном билете пассажира термо печати:

  • даты;
  • времени;
  • маршрут ;
  • бортового номера ТС.

- Электронной бесконтактной картой:

  • записью в валидаторе транспортного средства уникального номера карты;
  • записью в карточке номера транспортного средства;
  • даты;
  • времени;
  • маршруту;
  • бортового номера ТС;
  • и прочее.

Оплата проезда происходит билетами и смарт-картами приобретенными в местах распространения (магазины, киоски, терминалы, водитель ОТ). Пассажир вставляет билет или смарт-карту в валидатор, где печатается или записывается вся необходимая информация подтверждающий факт оплаты. Автокомпьютер интегрируется с GPS мониторингом, который позволит подсчитывать количество перевезенных пассажиров как в общем так и по категориям.

Рисунок № 1. Изготовление и реализация карт.


Для работы модуля создается компания - Оператор системы, который создает центр обработки данных (ЦОД). Вместе с Оператором создается Карт- центр отвечающий за:

  • выпуск карт;
  • реализацию карт;
  • сбор выручки;
  • взаиморасчеты с перевозчиками.

Общественный транспорт оснащается транспортными терминалами (валидаторами), по одному на двери, которые регистрируют поездки по социальных и транспортных карточках и билетах. В валидаторах монтируется компостер (датер) бумажных билетов для редких проездов пассажиров. На билетах печатается дата, время и № борта. В автотранспортных предприятиях (АТП) устанавливаются точки Wi-Fi с роумингом и подключением к защищенному серверу БД. Информация об оплате проезда в ТС в реальном масштабе времени с местом (координатами) валидации обрабатывается бортовым автокомпютером и поступает на сервер БД.

Для поддержки модуля «Оплата проезда» Оператор создает службу по обслуживанию и поддержке прикладного и системного программного обеспечения,или арендует программное и техническое обеспечение.

Рисунок №2. Оборот финансов модуля «Оплата проезда».


Программное обеспечение модуля «Оплата проезда» обеспечивает обмен данными между локальными БД серверов их оперативную обработку получения отчетно-аналитических форм для анализа деятельности транспортных предприятий. Программное обеспечение реализовано в виде отдельных модулей, имеющих доступ к общей базе данных.

  Модуль «Бортовое оборудование»

Модуль "Бортовое оборудование" предназначен для ввода, редактирования и вывода данных об оборудовании, устанавливаемом на транспортные средства, такое как валидаторы и бортовые компьютеры.

Рисунок №3. Функциональная схема бортового оборудования в общественном транспорте с системами:

- оплаты проезда;
-
пульта водителя;
-
GPS мониторинга;
-
автоматического объявления остановок;
-
внешнего информационного устройства (ЗИП) для людей с ограниченными возможностями;
-
мультимедийным обеспечением.

При разработке данной системы валидации проездных билетов в первую очередь нами была реализована задача по надежной защите от использования поддельных билетов. Проблема поддельных билетов волнует перевозчиков во всех регионах Украины. Так же актуальна проблема и автоматического оперативного контроля за количеством перевезенных пассажиров для устранения злоупотреблений персоналом.

Переход на использование автоматических электронных компостеров и считывателей с смарт-карт (валидаторов), из которых достаточно оперативно получается информация, возможен только в случае, когда система будет иметь надежную защиту от использования поддельных проездных билетов. В то же время система защиты не должна значительно удорожать стоимость самого билета, а стоимость самих валидаторов должна быть не высокой, чтобы обеспечить экономическую целесообразность их использования. Также нужно обеспечить надежность работы самого валидатора и минимизировать затраты на его обслуживание.

Для реализации всех вышеуказанных условий нами разработан валидатор проездных билетов ВКС-03, который обеспечивает:

- надежность;
-
длительный ресурс работы;
-
минимальное обслуживание.

Рисунок №4. Изображение валидатора ВК -03 с RFID - считывателем смарт-карт MIFARE. Производитель: предприятие «Визор».

В ВКС-03 использовано механизм термопечати и применен защищен билет, обеспечивает:

- валидатору, с помощью специальных электронных датчиков, различать до 8 (восьми) видов билетов (льготные, социальные, студенческие и другие);
- отсутствие расходных материалов;
- 8 (восемь) видов защиты от подделок при помощи специальной печати;
-
защита от подделок с помощью специальной краски, которая используется при изготовлении денежных знаков;
- легкий визуальный контроль;
- низкая цена себестоимости изготовления билета;
- невозможность компостирование поддельного билета в валидаторе;
- невозможность повторного использования билета.

Билеты на термобумаге без проблем можно изготовить на специальных предприятиях в любом количестве.

Характеристики билета:

- термобумага 115 г/м.кв.;
- окрашеность 1 + 2 (1 Спец-краска);
- нумерация на обратной стороне (водоактивна Спец-краска).

Рисунок №5. Таблица предназначена для ввода, редактирования и вывода данных об оборудовании, устанавливаемом на транспортные средства

 

Рисунок №6.  Автокомпютер МАК-20.


Рисунок №7.  Пульт водителя – TFT дисплей 4.3 дюйма.


Рисунок №8.  Пульт водителя - графический OLED дисплей 128х64.

  Модуль «Подвижной состав»

Модуль "Подвижной состав" предназначен для ввода, редактирования и вывода данных о:

- транспортных средствах,
- парках,
- перевозчиках,
- владельцах,
- водителях транспортных средств,
а также об их взаимосвязи. Также данный модуль позволяет просматривать информацию о личных счетах владельцев транспортных средств и перевозчиков и осуществлять операции перевода средств.

Рисунок №9. Таблица для ввода, редактирования и вывода данных о транспортных средствах.

  Модуль «Транзакции»

Модуль "Транзакции" предназначен для вывода в режиме онлайн информации о транзакции оплаты проезда в табличном и картографическом виде. Транзакции можно просматривать в различных разрезах по:

- типам транспортных средств,
- маршрутам,
- графикам,
- перевозчикам,
- собственникам,
- транспортным средствам.

Кроме самих транзакций выводится информация о количестве и сумме оплат для выбранной категории транзакций в разрезе способа оплаты (билеты, смарт-карты, мобильная оплата).

Рисунок №10. Таблица предназначена для вывода в режиме "Online" информации о транзакции оплаты проезда.

  Модуль «Проездные документы»

для проезда в общественном транспорте с элементами защиты.

Модуль "Проездные документы" предназначен для работы с информацией о билетах и смарт-картах. Он позволяет вводить, редактировать и выводить информацию о билетах. Для смарт-карт кроме этого доступны такие операции как:

- инициализация,
- блокировка,
- разблокировка,
- просмотр доступного баланса,
- истории операций,
- истории транзакций осуществленных с участием смарт-карт.

Рисунок №11. Изображение защищенного билета на термобумаге для м.Луцка.

 

Рисунок №12. Изображение смарт - карты MIFARE.

              

Рисунок №13. Таблица для ввода, редактирования и вывода данных обо  проездных документах.

  Модуль «Тарифная политика»

Модуль "Тарифная политика" предназначен для ввода, редактирования и вывода данных о тарифах. Также он позволяет активировать, деактивировать и просматривать историю тарифов.

Рисунок №14. Таблица для ввода, редактирования и вывода данных о тарифах.

   Модуль «Маршруты»

Модуль "Маршруты" предназначен для ввода, редактирования и вывода данных о маршрутах транспортных средств и их владельцев (перевозчиков). Также этот модуль позволяет просматривать информацию об остановках транспортных средств в табличном и картографическом представлении.

Рисунок №15. Таблица для ввода, редактирования и вывода данных о маршрутах транспортных средств.

  Модуль «Пользователи»

Модуль "Пользователи" предназначен для создания, редактирования, блокировки, разблокировки и вывода данных о пользователях веб-приложения.

Рисунок №16. Таблица для ввода, редактирования и вывода данных о пользователях системы.

  Модуль «Отчеты»

Модуль "Отчеты" предназначен для вывода отчетов о количестве и сумме оплат в табличном и графическом видах сгруппированную по тарифам и способам оплаты. Отчеты можно просматривать в различных разрезах по:

- типам транспортных средств,
- маршрутам,
- графикам,
- перевозчикам,
- собственникам,
- транспортным средствам,
- валидаторам.

Данный модуль позволяет получать динамическую информацию о текущих оплатах, а также оплаты за прошедший день, неделю месяц или выбранный период. При выводе информации в виде диаграммы можно просматривать как абсолютные (количество, сумма), так и относительные (проценты) значения.

Рисунок №17. Таблица, содержащая отчет об оплате.

  Модуль «Конструктор смарт-карт»- КСК

Предназначен для эмиссии смарт-карт и их ввода, редактирования и вывода данных о балансе.

Типы карт по группам пользователей:

• Транспортная карта;
• Студенческая;
• Школьная;
• Социальная.

Типы карт по принципу работы:

• Mifare (все виды);
• смарт-карты UkrCOS3.1;
• мобильный телефон с интерфейсом NFC.

Виды карт по назначению:

• электронная социальная карта;
• многократно пополняемая карта;
• на период времени;
• на фиксированное количество поездок;
• одноразовые.

Распространение и пополнения карт:

• Кассы продажи билетов;
• Киоски самообслуживания;
• Любые торговые точки;
• Интернет.

Рисунок №18. Таблица для ввода, редактирования и вывода данных о смарт-картах.

  Модуль «Подсчет пассажиров»

Система подсчета пассажиров базируется на системе оплаты проезда и учитывает информацию о:
- месте с привязкой к остановкам;
- способе оплаты;
- количестве пассажиров осуществивших оплату за интервал времени;
- общем количестве пассажиров.

Рисунок №19. Изображение графика загрузки автобусов в разрезе остановок.

При проведении контроля на маршруте контроллером технологической картой (ТК) контроллера блокируется работа всех валидаторов, пассажир предъявляет прокомпостированный в валидаторе билет, мобильное устройство с подтверждением оплаты или активированную смарт-карту. Контроллер визуально определяет подлинность билета и проверяет печатную информацию, данные о подтверждении оплаты на мобильном устройстве или на электронном устройстве контроллера (ЭУК) проверяет наличие активации в ТС предъявленной смарт-карты.

Рисунок №20. Изображение текста на дисплее ВКС-03.






 



Новости
01.08.2016
МАК развивается
Предприятие «Визор» начало работу над системой МАК «АТП»
Подробнее
29.03.2016
Смарт МАК версия 1.2.4
Смарт МАК совершенствуется
Подробнее
29.03.2016
Проект «МАК» в ОТ «Оплата проезда»: Описание модулей
Добавлено подробное описание модулей
Подробнее
Все новости
"МАК" онлайн

Fatal error: Smarty error: unable to write to $compile_dir '/usr/home/www/lutsk/www/ru/tpl/templates_c'. Be sure $compile_dir is writable by the web server user. in /usr/home/www/lutsk/www/ru/includes/classes/smarty/Smarty.class.php on line 1092